Для того, чтобы определить цели бизнеса и понять, в каком направлении компании двигаться дальше, используется стратегическое планирование. В отличие от стандартного планирования, где речь идет о распределении руководителем задач между командой сотрудников, стратегическое связывает текущие задачи, саму стратегию развития и цели бизнеса.
Процесс стратегического планирования
Для эффективного результата важно изучать реальное положение вещей в компании для прогнозирования и сопоставления нынешних условий работы с имеющимися ресурсами. Стратегическое планирование необходимо для того, чтобы показать конкурентные преимущества проекта, поспособствовать систематическому развитию и обеспечить организационные процессы. Для понимания, как в действительности работает данный инструмент, разберем, что включает в себя стратегическое планирование.
Этап 1: что мы имеем на данный момент?
Прежде чем приступать к разработке, нужно понимать, в какой точке бизнес находится сегодня. Соберите следующие сведения:
- положение вашей ниши в рыночных условиях — это позволит определить возможности компании и потенциальные угрозы для развития;
- данные о клиентах — для понимания, что они хотят видеть в вашей компании, каких дополнительных услуг или улучшений у продукта не хватает;
- отзывы команды сотрудников касательно организации бизнес-процессов и корпоративной культуры;
- оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для компании, которые помогут проанализировать текущий и будущий потенциал проекта.
К этим вопросам необходимо возвращаться на каждом этапе разработки и реализации плана.
Этап 2: выбор стратегии
Стадию выбора стратегии можно сравнить с компасом, который ответит на вопрос, куда нужно идти, чтобы достигнуть нужной точки. На выработку плана влияет:
- миссия бренда, которая даст понимание, как реализовать стратегию в соответствии с предназначением бизнеса;
- концепция компании, которая покажет, впишется ли разработанный план в долгосрочные перспективы развития;
- конкурентные преимущества для определения уникальности продукта на рынке;
- долгосрочные цели для последующие аналитики и понимания какой вы видите свою компанию через 5 лет;
- финансовое прогнозирования для отслеживания ожидаемого роста прибыли и новых возможностей, в которые лучше всего инвестировать.
В процессе разработки обычно прогнозируются несколько вариантов развития событий и выбирается лучший из них, а для этого важно учитывать конкурентную среду бизнеса, перспективы развития сферы деятельности, технологии, которые имеются у компании.
Этап 3: создание стратегического плана
Когда у вас будет четкое понимание, кто вы есть сегодня и кем хотите быть через 3–5 лет, пора приступать к планированию. Здесь необходимо учитывать:
- приоритетные направления развития компании на ближайшие годы, с упором на анализ слабых и сильных сторон;
- основные задачи на первый год, реализация которых позволит скорректировать план на более долгосрочные периоды;
- ключевые показатели эффективности, которые помогут измерить результат и понимать, двигайтесь вы в нужном направлении или нет;
- бюджет на год или более длительный период, который должен основываться на финансовых прогнозах и с учетом приоритетных сфер развития бизнеса;
- дорожная карта, которая позволит управлять проектами и наглядно продемонстрирует хронологию реализации стратегического плана.
Также важно определить тактику реализации целей, политику и правила существования компании.
Этап 4: реализация, контроль и управление
Стратегическое планирование устойчивый инструмент, но его необходимо регулярно обновлять в соответствии с развитием событий. Также на данном этапе необходимо донести цели стратегии до сотрудников и вовлечь их в процесс, обеспечить своевременное поступление ресурсов, ответственно выполнять задачи на каждом уровне реализации плана.
Обратно в Блог