ASER | Консалтинговая компания > Материалы > Как получить венчурные инвестиции в Беларуси?

Как получить венчурные инвестиции в Беларуси?

Дата публикации: 21.12.2020

Венчурные инвестиции

В Беларуси деятельность венчурных фондов только набирает популярность, в отличие от Западной Европы и США, где такое финансирование – важная часть экономики. На какие проекты рассчитаны инвестиции и как грамотно оформить бизнес-проект? В статье расскажем, на какие моменты должен обратить внимание любой стартап, как составить план инвестиционного проекта, который рассчитывает на венчурное финансирование фонда в нашей стране или за рубежом.

Фонд может профинансировать проект разными способами. Какие бывают инструменты венчурного финансирования: приобретение доли в стартапе, конвертируемые займы, опционы.

Инвестиции вкладывают первые 5–7 лет из 10-летнего срока работы фонда, остальное время отдано на поиск покупателей для портфельных компаний.

Какие проекты могут получить венчурный капитал — прямые инвестиции?

Венчурным фондам интересны разные сферы – от машиностроения до ИТ. Условия финансирования подбирают под проект с учетом его сильных и слабых сторон. Проект можно подать на любой стадии:

  • начальной – компании с незначительной выручкой способны получить венчурные инвестиции в размере до $400 тысяч;
  • продвинутой – объем вложений может достичь $2 млн;
  • портфельной – помогут наладить работу с государственными органами и найти дополнительные инвестиции в будущем.
  • Чем крупнее финансирование на кону, тем профессиональнее должен быть подход. Чтобы структурировать план, обратитесь в опытное агентство ASER.

Стратегия получения венчурных инвестиций

Обычно проект рассматривают от 3 до 5 месяцев. Процесс прозрачен и проходит по проверенным международным практикам венчурных фондов. Он проходит в несколько этапов: оценка, анализ бизнес-плана и согласования условий.

Оценка

Чтобы потенциальные инвесторы познакомились со стартапом, необходимо оформить инвестиционную заявку. Это нужно для понимания, насколько компетентна команда, хорошо ли она разбирается в рынке. Также позволит оценить, насколько актуальные проблемы решает модель. После проекты приглашают на презентацию – питч-встречу, на которой аналитики составляют общее впечатление.

Основателям важно использовать надежные бизнес-модели на перспективных рынках и быть опытными в сфере. В заявке оценят:

  1. Стратегию развития – на какую часть конкретного рынка нацелен продукт;
  2. Следующий раунд финансирования – планы по размеру и времени;
  3. Потенциальных покупателей – какого функционала продукта необходимо достичь для их привлечения.

Анализ бизнес-плана и согласование условий

На этом этапе рассматривают определенные ключевые моменты:

  1. Описание проекта. Его суть, проблемы, которые он решает и на какой стадии находится.
  2. Участники. Инвестиционные навыки сотрудников проекта, юридическая структура бенефициаров, активы, выручка и получатель средств.
  3. Продукт. Оценивают бизнес-модель и насколько готов продукт, способ коммерциализации. Его сравнивают с существующими решениями, оценивают преимущества, проверяют наличие прав интеллектуальной собственности и метрики.
  4. Рынок. Описание конкретного сегмента, ближайший прогноз, ключевые тенденции рынка и цикл продукта в нем. Барьеры входа и сделки конкурентов.
  5. Стратегия. Необходимо прописать общую тактику реализации проекта: график и продолжительность основных стадий, объем планируемых продаж и их динамика, прогнозная доля рынка, способы достижения планируемого объема.
  6. Финансы. Определяет бизнес-стратегия: прогноз по выручке, затратам и прибыли, ключевые допущения, чистый доход, внутренний доход и доля инвестора.
  7. Риски. Их качественная и количественная оценка, вероятность и степень возможного ущерба, описание основных рисков и способы управления ими.
  8. Описание показателей позволит понять и сформулировать главные условия, на которых базируется планируемая сделка. Их учитывают при разработки дальнейших юридических документов и структурирования.

Что учесть при составлении бизнес-плана?

Подробнее нужно остановиться на маркетинге и анализе рынка. Венчурный фонд смотрит на его емкость и перспективу динамики, описание продвижения. Проанализируйте среду конкурентов подробно.

Обратите внимание, чтобы:

  • Предложение было актуально как для Беларуси, так и за ее пределами.
  • Инициатор защитил права интеллектуальной собственности.
  • Сотрудники имели опыт в сфере.
  • Был указан график финансирования по раундам.

Финансовая модель, которая составлена правильно, обязательно включает привязку маркетингового анализа к расчетам выручки. Если стартап нуждается также в поддержке своей деятельности, необходимо расписать этот пункт подробно.

Как правильно оценить стоимость финансирования?

Фонд рассчитывает, сколько будет стоить стартап через несколько лет, если проект будет успешно реализован. Применяют несколько методик оценки:

  • сравнительную – анализируют стоимость схожих по тематике компаний;
  • доходную – приводят будущие доходы к текущему моменту,
  • прогнозируют денежные потоки с их обесцениванием на горизонте прогнозирования.

Ставку дисконтирования нужно просчитать, основываясь на особенностях проекта. Но при этом окончательную стоимость бизнеса определяют собственник и инвесторы. В итоге, фонд может определить минимальную долю, необходимую для вхождения в уставный капитал для дальнейшей продажи. Поэтому важно проанализировать проект и необходимый венчурный капитал.

Обратно в Материалы