Олег Ильин, управляющий партнер инвестиционно-консалтинговой компании ASER, рассказал порталу probusiness.io как правильно и зачем уметь рассчитывать емкость рынка.
“Оценка емкости рынка позволяет увидеть свое место в рейтинге других игроков и проанализировать свою конкурентоспособность. Крупные компании могут просчитать свою экспансию на рынок, четче спланировать управленческие решения и предотвратить серьезные финансовые потери. Если нет адекватной оценки рынка, то одно неправильное действие может привести к серьезным финансовым потерям. Верные расчеты помогают реально представлять количество потенциальных клиентов, четко видеть свои перспективы и понимать, возможно ли в принципе реализовать свои амбициозные планы.”
Основные способы как рассчитать емкость рынка:
- По норме потребления. Это очень простой метод. В том же Белстате вы всегда найдете, сколько в стране потребляют молока, хлеба и так далее. Чтобы вычислить емкость рынка, надо численность аудитории рынка умножить на норму потребления товара.
- Структурный метод (метод структурных характеристик). Емкость расчитывается простой формулой. Сначала к объему внутреннего производства товара или услуги прибавляется импорт продукции в исследуемую территорию, а после от полученной суммы отнимается экспорт с территории.
- Правило Парето. Эффективный и простой метод, который можно сформулировать так: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Как это применяется на практике? Допустим, вам нужно изучить рынок бизнес-образования. Если вы сложите выручку 4−5 ключевых бизнес-школ, то получите цифру, охватывающую 80% рынка.
- Сравнительный метод (построен на макроэкономических показателях). У вас не всегда есть данные по какому-то из белорусских рынков, но можно посмотреть, как он оценен у соседей. Например, рынок фликеров в Польше. Зная ВВП Польши и Беларуси, мы можем примерно посчитать емкость отечественного рынка. Эти знания помогут верно реализовать управленческие функции вашей компании.
- По объемам потребления. Для построения матрицы работы вашей компании необходимо собрать информацию с рынка, в каких объемах в нужном вам регионе потребляют тот или иной продукт. Результаты могут вас удивить. К примеру, у нас был запрос от производителя технических газов. Ему показались наши расчеты емкости рынка завышенными, и только этот метод убедил его, что ему реально есть куда расти.
- Тендерные торги. В Беларуси есть много рынков, на которых большая доля закупок происходит через тендеры. Итоги конкурсного отбора всегда открыто вывешивают. Изучив протоколы тендеров, вы можете вручную посчитать емкость семейства тендеров.
С более подобной информацией по данному вопросу вы можете ознакомиться в полной версии статьи по данной ссылке.
Смотрите также: Разработка финансовой модели; Стратегическое и перспективное планирование.
Обратно в Пресс-центр