ASER > Блог > Что такое конъюнктура рынка

Что такое конъюнктура рынка

Дата публикации: 09.02.2024

Под конъюнктурой понимают сумму экономических условий, которые определяют текущее состояние рынка. Она характеризуется соотношением спроса и предложения, уровнем цен, объемом продаж, деловой активностью, а также другими факторами, которые могут влиять на рыночную ситуацию.

Если будете понимать, что такое конъюнктура рынка и что на нее влияет, сможете правильно оценивать спрос предложение, цены и конкуренцию, а также прогнозировать тенденции, снижать риски, разрабатывать эффективную стратегию развития компании.

В статье мы подробно рассмотрим данное явление.

изображение отрывок

Оказываем полный спектр услуг в сфере стратегического и инвестиционного консалтинга

Под ваш проект мы готовы сформировать профессиональную команду, которая обеспечит индивидуальный подход и максимально удовлетворит потребности в консалтинговых услугах для бизнеса

 

Подробнее о конъюнктуре рынка

Зная суть конъюнктуры, можно понять экономическую ситуацию на рынке в любой момент. Она охватывает не только соотношение спроса и предложения, но и:

  1. ценовые колебания — растет ли стоимость товаров и услуг, снижается или остается на одном уровне;
  2. доступность товаров — если ли дефицит продукции или, наоборот, избыток;
  3. объемы заказов — увеличиваются ли заказы в определенных областях или же наблюдается спад;
  4. ситуацию на рынке — стабильна ли она или подвержена колебаниям;
  5. условия, которые привели к текущему состоянию — какие факторы повлияли на спрос, предложение, цены и другие показатели.

Изучение сегмента экономики — неотъемлемая часть развивающегося предприятия. Это основа, которая помогает планировать бизнес и выполнять стратегическое планирование. При этом собираются сведения из всех потенциально важных источников: торговых точек, покупателей, производства и смежных областей. Благодаря этому компании находят преимущества и недостатки конкурирующих фирм, тщательно изучают потребности потребителей, повышают конкурентоспособность бизнеса и т. д.

Особенности благоприятной и неблагоприятной конъюнктуры рынка

Конъюнктуру считают благоприятной, когда рыночная ситуация стабильная и ее можно предсказать. Развиваются производственные предприятия, товары успешно продаются, а цены на них — растут.

Примеры благоприятной конъюнктуры рынка:

  • период экономического подъема после рецессии;
  • внедрение новых востребованных продуктов;
  • освоение новых рынков;
  • благоприятные геополитические условия.

Неблагоприятная КР — отсутствие стабильности рынка и невозможность прогнозирования. В такие периоды снижаются объемы производства и продаж, а цены скачут.

Примеры неблагоприятной конъюнктуры рынка:

  • период экономического спада;
  • перепроизводство товаров;
  • снижение покупательской способности;
  • неблагоприятные геополитические условия.

Явление может охватывать как всемирный, так и рынок конкретной страны, и отдельное экономическое направление.

Что влияет на состояние рынка?

Факторов, которые оказывают влияние на рынок, много. Рассмотрим их подробнее. Социально-экономические и демографические:

  1. объем производства. Влияет на предложение товаров и услуг;
  2. доходы граждан. Определяют платежеспособный спрос;
  3. цены. От них зависит покупательская активность;
  4. инфляция. Снижает покупательскую способность населения;
  5. уровень и виды спроса. Зависят от потребностей и вкусов потребителей, сезонных колебаний;
  6. состав общества. Образование, профессии, уровень развития культуры, национальные особенности, модные тенденции;
  7. численность и структура населения. Возраст, пол, место проживания, количество людей в семьях.

Динамика перечисленных показателей отражает изменения в потребностях и предпочтениях потребителей.

Факторы политического характера:

  • внешнеполитическая деятельность. Оказывает влияние на операции по экспорту и импорту;
  • политическая обстановка. От нее зависит стабильность рынка и его инвестиционная привлекательность;
  • государственное регулирование. Включает налоги, субсидии, таможенные пошлины, антимонопольное законодательство.

Географические и климатические факторы:

  • рельеф местности. Горы, моря, леса и т. д.;
  • климат. Температура воздуха, влажность, длительность сезонов;
  • транспортная доступность. Наличие и состояние дорог, транспорта.

Условия торговли:

  • количество торговых объектов. Распределение по стране, соответствие потребностям населения;
  • качество торговых площадок и складов. Размер, оснащение, соответствие санитарным нормам;
  • логистика. Доставка продукции, складское хранение;
  • системы снабжения и сбыта. Обеспечение спроса, управление товарными запасами;
  • законодательство. Законы о защите прав потребителей, правила торговли.

Активность конкурентов также входит в перечень: их ценовая политика, ассортимент товаров, маркетинговые стратегии.

Транспортные факторы:

  • качество и количество дорог. Влияют на стоимость и скорость доставки товаров;
  • наличие транспорта. Автомобилей, поездов, самолетов, водного транспорта;
  • доступность для транспорта. Состояние подъездных путей, наличие парковок.

Форс-мажорные обстоятельства:

  • стихийные бедствия. Землетрясения, наводнения, ураганы;
  • военные конфликты. Войны, теракты;
  • массовые протестные выступления: забастовки, демонстрации, митинги.

Если вы знаете, что влияет на КР, сможете сформировать правильное представление о потребностях рынка, оценить его емкость, спрогнозировать изменения конъюнктуры, разработать эффективную маркетинговую стратегию, а также снизить риски.

Какие методы используют для изучения конъюнктуры рынка?

Изучение конъюнктуры рынка — важный инструмент для бизнеса, который позволяет принимать обоснованные решения, снижать риски и повышать эффективность деятельности. Для сбора и анализа данных о рынке используют различные методы. Рассмотрим основные.

Социальные опросы

Метод предполагает проведение опросов и изучение мнения населения. Помогает понять потребности и предпочтения потребителей. Может использоваться для оценки восприятия бренда, продукта или услуги.

Экономический анализ

Подразумевает изучение данных о движении денежных средств. Помогает оценить емкость рынка, ценовую чувствительность, динамику спроса и предложения. Экономический анализ можно использовать для прогнозирования будущих тенденций.

Анализ информации от дилеров и торговых организаций

Основан на изучении отчетов, докладов и планов. Метод позволяет понять стратегию и планы конкурентов.

Посещение торговых точек и предприятий

Предполагает наблюдение за ходом рабочих процессов. Помогает оценить качество обслуживания, ассортимент продукции, уровень конкуренции. Метод можно применять для сбора информации о новых продуктах и услугах.

Прогнозирование товарных запасов и сырья на складах

Метод помогает оценить баланс между спросом и предложением. Его можно применять для оптимизации складских запасов.

Поэтапное исследование КР: главные шаги

Независимо от используемых методов, процесс исследования можно уместить в пять шагов:

  1. Наблюдение и сбор статистики. В рамках задачи специалисты проводят комплексный мониторинг и сбор данных.
  2. Дескриптивный анализ. Используют статистические характеристики — мода, средняя величина, медиана. Формируют общее значение переменных конъюнктуры рынка. В качестве хорошего примера можно привести подход к проверке качества обслуживания в банке или торговой сети.
  3. Группировка информации. На этом этапе информацию делят на группы по схожим признакам. Применяют два вида группировки: по типу объектов и структуре.
  4. Проверка взаимосвязей между объектами. Специалисты выявляют взаимосвязи между объемом продаж, себестоимостью, наценкой и другими характеристиками. Также они определяют отличия между показателями и раскрытием усредненных значений.
  5. Прогнозирование результатов. На этом этапе определяют потенциально достижимые цели по бизнес-процессам, которые организация хочет усовершенствовать после исследования конъюнктуры рынка: план продаж, маркетинговую стратегию, производство. Прогнозирование помогает увидеть проблемы и возможные угрозы. Например, если по прогнозам продукция станет менее востребованной, компания может решить не выпускать товар в больших объемах.

Не каждая организация может организовать исследование конъюнктуры рынка.

Начинающие бизнесмены, небольшие фирмы предпочитают нанять опытного специалиста со стороны или купить маркетинговое исследование по своей нише бизнеса. Выбирают исходя из финансовых возможностей: на приобретение готового отчета потребуется меньше денег, чем заказ исследования в агентстве. В любом случае результат можно адаптировать к бизнесу.

Чего помогает добиться исследование?

Исследовать конъюнктуру рынка необходимо, чтобы понять, как развитие производственных и торговых процессов может изменить рыночную ситуацию в будущем, каким образом возможно максимально удовлетворять потребности покупателей и извлечь как можно больше пользы от производственных мощностей организации.

Проведение исследования способствует:

  • обнаружению конкурентов;
  • изучению ассортиментного перечня товаров;
  • выявлению круга целевой аудитории выпускаемой продукции;
  • пониманию, как формируются цены и т. д.

Важно помнить, что конъюнктура рынка постоянно меняется, а будущее предсказать невозможно. Но чем лучше компания понимает рыночную ситуацию, тем выше ее шансы на успех.

Автор статьи:
Кондрашонок А. А. Заместитель директора
Обратно в Блог