Планирование — неотъемлемая часть любого предпринимателя, который хочет привлечь инвестиции, избежать фатальных ошибок и построить успешную компанию. Первое, о чем необходимо позаботиться — грамотный бизнес-план, так как без него сложно эффективно планировать бюджет, разрабатывать стратегию роста и фиксировать проблемы, которые стоят на пути к успешному развитию. Все это возможно только в случае, если бизнес-план составлен в соответствии с правилами и включает в себя необходимые расчеты и исходные данные. Про разработку эффективного документа поговорим в данной статье.
Почему планирование необходимо каждому бизнесу?
Главная задача бизнес-плана — раскрыть перспективы развития компании, отразить основные этапы деятельности и оценить существующие риски. В документе необходимо описать базовую информацию о виде и особенностях деятельности компании, проанализировать основные рынки сбыта, произвести финансовые расчеты ведения бизнеса.
Также план важен для того, чтобы:
- понять, с чего начинать развитие компании и как руководить проектом на старте. Бизнес-план — гид, который подскажет, куда повернуть, чтобы добраться до нужной точки;
- принять сложное решение. Несмотря на то, что бизнес-план не гарантирует успех, он поможет оценить ресурсы и выбрать верное направление при развитии. С помощью документа можно определить, в каких направлениях необходимо сделать финансовый упор, стоит ли брать кредит на реализацию задуманного, проработать пути отхода при возникновении критических ситуаций;
- привлечь инвестиции. Если прийти к инвестору и предложить вложить деньги в кондитерскую с вкуснейшими пирожными в городе, вероятность отказа близится к 100%. Но если показать ему бизнес-план, где детально расписана стратегия, конкурентные преимущества, этапы реализации проекта и предполагаемая прибыль, которая обоснована, шансы на успех существенно возрастут.
Разработка бизнес-плана важна как для начинающих предпринимателей, для которых критично важно предварительно проработать нишу, чтобы уменьшить риск потери денег, так и для уже успешно функционирующих компаний, которые строят планы на развитие и планируют привлекать для этого финансирование.
Разработка бизнес-плана: этапы
Процесс создания плана для любого бизнеса включает 4 базовых этапа, которые могут быть дополнены детальными расчетами и приложениями, зависящими от специфики проекта.
Первый этап: анализ рынка и конкурентной среды
Приступать к реализации проекта без подробной аналитики — дорога в никуда. Потратить ресурсы на открытие бизнеса и в процессе выяснить, что у конкурентов продукт или услуга лучше, дешевле или под товар нет покупателей из-за маленькой емкости рынка, чревато провалом. Первоочередно важно изучить конкурентов, их специфику работы, ценообразование, поставщиков, затем выйти на целевую аудиторию, определить ее объем и зафиксировать интересы потенциальных клиентов.
Чтобы получить актуальную информацию, стоит обратиться за аналитикой к специализированным агентствам. Также важно в бизнес-плане сделать упор на маркетинговое исследование, которое покажет основные нюансы развития аналогичной ниши за последние 3–5 лет, а также позволит прогнозировать динамику рынка на долгосрочную и краткосрочную перспективу, проанализировать спрос и предложение, составить список лидирующих компаний на рынке и изучить их бизнес-модель для внедрения эффективных принципов в свой проект.
Второй этап: сбор информации
Прежде чем приступить к написанию плана необходимо:
- выбрать выгодную систему налогообложения;
- составить перечень затрат на строительство, закупку оборудования, технику, аренду офиса, коммунальные расходы, а также сроки реализации данных мероприятий;
- собрать информацию о планируемых источниках финансирования, а также объему и периоду возврата привлекаемых инвестиций;
- определить численность персонала и размеры заработных плат;
- собрать данные об объеме производства, продаже продукции, ценообразовании, оценить влияние сезонности.
Перечисленные пункты являются минимальный перечнем, который важен для эффективного планирования, так как каждый проект имеет свои нюансы, в соответствии с чем может понадобиться дополнительная информация. К примеру, вы планируете заниматься импортом и экспортом, здесь будет необходимо изучить размер таможенных ставок и особенности работы с партнерами из-за рубежа.
Третий этап: создание эффективной финансовой модели
Для расчетов данных показателей существуют специальные сервисы, которые детально просчитывают весь проект. Если вы боитесь ошибиться, лучше доверить разработку финансовой модели специалистам в данной области. Эта информация помогает собственнику бизнеса контролировать процесс развития компании, а инвесторам — принимать решение о вложении средств в проект. Финансовая модель демонстрирует каким образом бизнес будет расти, и как быстро инвестор сможет вернуть вложенные средства.
Четвертый этап: создание бизнес-плана
Когда у вас на руках вся информация о проекте, рассчитана финансовая модель, можно приступать к написанию бизнес-плана. Оформление документа должно происходить в соответствии с установленными стандартами следующих организаций: Европейский банк реконструкции и развития, BFM Group, KPMG или TACIS.
Главные особенности при составлении бизнес-плана
При соблюдении данных правил вы сможете привлечь внимание потенциальных инвесторов, построить стабильную и развивающуюся компанию, которая будет уверенно приносить прибыль и наращивать обороты.
- Краткость. Ни один инвестор не станет изучать документ размером в сто страниц. Даже если ваш проект отличается сложной структурой, для реализации которой необходимо крупное финансирование, лучше добавить к плану сопроводительную документацию и предоставить ее по требованию инвестора. Основной план должен быть коротким и информативным.
- Понятность. Инвестору совсем не обязательно разбираться в узконаправленной терминологии или в сленге программистов. Поэтому план должен быть написан простым языком, с понятной и логичной структурой.
- Тестирование. Теория — это хорошо, но перед тем, как идти к инвестору, протестируйте идею на потенциальной аудитории, узнайте мнение ЦА о продукте и подкрепите свои гипотезы реальными данными.
Главное правило — не бояться написания бизнес-плана, даже если сразу это кажется слишком серьезной и большой работой .Распишите свою идею кратко, затем разбейте ее на маленькие цели и продумайте как можно достичь каждую из них. При возникновении сложностей вы можете обратиться за помощью к профессионалам консалтинговых агентств.
Обратно в Блог