Конъюнктура рынка постоянно меняется по причинам, не зависящим от бизнеса – курс валют, ожидания потребителей, инфляционные процессы. Из-за этого вести бизнес по долгосрочной стратегии сложно, ее нужно корректировать каждые несколько лет. Для этого нужно финансовое моделирование: с его помощью строят и прогнозируют развитие событий с учетом изменения внешних факторов.
Чтобы разработать финансовую модель, компании нанимают специалистов. В крупных организациях финмодель – ответственность целого отдела. Некоторые заказывают помощь в планировании у консалтинговых компаний. За хороший прогноз готовы платить. Читайте статью: расскажем, как финансовое моделирование позволяет увидеть реальную картину бизнеса и какие направления оно включает.
Оптимизация затрат
Задача каждого бизнеса – получать прибыль. Для этого нужно увеличивать выручку и сокращать расходы. Последний пункт особенно актуален в кризис. Чтобы оптимизировать затраты, нужно разобраться в их классификации:
- Переменные – сырье, материалы, энергоресурсы.
- Постоянные – заработная плата, затраты на маркетинг, офисы.
Пример. Чтобы снизить затраты на помещение во время пандемии, офисы перевели сотрудников на удаленный формат работы. Так они уменьшили постоянные затраты. Но не всегда это оправданно. Например, снижение заработной платы не всегда приведет к увеличению прибыли: уменьшение фонда заработной платы может привести к оттоку сотрудников, что не поможет эффективности прибыли.
В этом примере финансовое моделирование позволяет увидеть такие нюансы.
Открытие нового направления или закрытие нерентабельного
Бизнес редко состоит из одного направления, обычно их несколько. Каждое из них развивают по-разному, следовательно, отдачу в виде выручки они приносят разную. Возникает ситуация, когда найм новых людей, дополнительные инвестиции, расширение производственного капитала в одно направление может быть нерентабельным.
Разработка финансовой модели позволяет распознать такие ситуации и помогает принять правильное решение.
Пример. Компания производит шоколад – горький, молочный, пористый, премиальный. Руководство решило сократить производство более дорогого премиального варианта на 40% и сделать упор на молочный: продать больше дешевого угощения. Однако не учли, что премиум сегмент приносил 60% прибыли.
Оптимизация оборотного капитала
С проблемой дебиторской задолженности сталкивалась хоть раз каждая компания в Беларуси. Это связано со срывами сроков, неэффективными переговорами с подрядчиками и другими факторами. Из-за задолженности может возникнуть дефицит оборотных средств. Как следствие:
- кредиторская задолженностей перед другими поставщиками,
- кассовый разрыв и невозможность выплатить зарплаты сотрудникам.
Финансовая модель учитывает такие варианты и создает «подушку безопасности», чтобы не возникало задолженности перед подрядчиками и коллегами.
Оценка окупаемости инвестиций
Прежде чем инвестировать в проект, нужно понимать срок окупаемости вложений и их эффективность. Финмодель отвечает на вопросы:
- насколько эффективный инвестпроект,
- какой вариант принесет больше прибыли,
- какая инвестиция наименее рискованная.
Планирование позволить выбрать из нескольких решений самое эффективное.
Стоимость бизнеса
Ее нужно оценить, если собираетесь:
- продавать компанию, ее доли,
- реструктурировать организацию,
- определить стоимость как залога,
- застраховать.
По методу дисконтированных денежных потоков, стоимость компании – это сумма чистых дисконтированных доходов с учетом инфляции. В финансовом моделировании есть и другие методы оценки, например, капитализации доходов и реальных опционов.
Так финансовая модель позволит увидеть бизнес наглядно в цифрах: выручку, затраты, нерентабельные направления производства, показатели эффективности и перспективы на будущее.
Обратно в Блог